Виды социальных услуг, предоставляемых отделением
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.
Услуги предоставляются бесплатно.
Права и обязанности поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг имеют право:
1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона;
3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;
4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
Поставщики социальных услуг обязаны:
1) осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
3) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о возможности получать их бесплатно;
4) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
5) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
6) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
7) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в учреждении;
8) обеспечивать получателям социальных услуг возможность их свободного посещения законными представителями, в соответствии с Правилами посещения воспитанников, установленными в учреждении;
9) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
10) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними.
Порядок предоставления гражданам социального обслуживания
1. Обращение о предоставлении социального обслуживания
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина (или его законного представителя) о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Образец заявления о предоставлении социальных услуг
2. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
2) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
3. Составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.
В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
4. Заключение договора о предоставлении социальных услуг
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой.
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образец договора о предоставлении социальных услуг
Условия и порядок зачисления несовершеннолетнего на социальное обслуживание в приют
1. Зачисление несовершеннолетнего на социальное обслуживание осуществляется приказом директора учреждения на основании документа, обосновывающего помещение в учреждение.
2. Перечень документов, которые могут являться основанием для помещения несовершеннолетнего в специализированные учреждения, определен в п.2.5.1. административного регламента предоставления государственной услуги «Помещение несовершеннолетних в специализированные и комплексные учреждения социальной защиты населения для несовершеннолетних» (далее Регламент).
После помещения несовершеннолетнего в приют проверяется его право на зачисление на обслуживание согласно пункту 3.4 Регламента.
3. В приют не могут быть помещены несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками психического заболевания.
4. Несовершеннолетние, зачисленные на обслуживание, в ходе оформления в учреждение должны быть ознакомлены с правами и обязанностями воспитанника учреждения, правилами поведения в учреждении.
5. На несовершеннолетнего, зачисленного на обслуживание, формируется личное дело, в которое приобщаются:
- документы, являющиеся основанием для зачисления несовершеннолетнего на обслуживание;
- документы, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, копия постановления КДН и ЗП о постановке на учет несовершеннолетнего, комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей (ИПР) в соответствии с Постановлением администрации Брянской области от 12 ноября 2010 года № 1130 «Порядок по взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»;
- а также иные документы, связанные с предоставлением социальных услуг и оформленные в ходе социального обслуживания несовершеннолетнего в учреждении.
6. Несовершеннолетние школьного возраста, находящиеся в приюте, в обязательном порядке посещают образовательные учреждения или по медицинским показаниям обучаются по индивидуальной программе.
7. В приюте формируются две реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по возрасту.
8. Несовершеннолетние находятся вприюте в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с действующим законодательством.
9. Несовершеннолетние воспитанники содержатся в приюте на полном государственном обеспечении и обеспечиваются одеждой, обувью, другими предметами вещевого довольствия и питанием в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством Брянской области.
10. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации, учитывающих индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних.
11. По завершении программ социальной реабилитации сотрудниками приюта(воспитатель,социальный педагог, педагог-психолог, медицинская сестра) осуществляется патронаж семей, где проживают несовершеннолетние (не реже 1 раза в квартал).
12. В приюте создаются условия жизни, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации адаптации несовершеннолетних.
13. Несовершеннолетние, обслуживаемые в приюте, по желанию и в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации могут участвовать в посильной трудовой деятельности.
14. В приюте выделяются помещения для отдыха и сна, питания, самоподготовки, психолого-педагогических занятий, трудовой реабилитации, социально-медицинской реабилитации, организации досуга, спортивных занятий, игровой деятельности.
Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органами исполнительной власти Брянской области, органами местного самоуправления, предприятиями, общественными объединениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Отказ от социального обслуживания, социальной услуги
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает поставщика социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.